новости

Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61 утверждены Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь».

Уважаемые клиенты и посетители сайта! Рады сообщить вам, что теперь появилась возможность осуществлять таможенное оформление в Гродно.

Совет ЕЭК определил категории товаров, при ввозе которых гражданин должен уплатить таможенные пошлины.

Читать все новости

Упрощены условия перевозки грузов


23 января 2018 г. вступили в силу дополнения и изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Изменения затрагивают перевозки грузов и пассажиров.

Дополнения и изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» в основном создают правовое поле для деятельности международных автомобильных перевозчиков.

Это необходимо, во-первых для совершенствования их правовой защиты. Во-вторых, чтобы исключить случаи, когда международные автомобильные перевозчики необоснованно привлекаются к ответственности за неправильно оформленные транспортные и грузосопроводительные документы.

Еще одна цель новаций — реализовать международные договоры и обязательства нашей страны, совершенствовать государственное регулирование международных автомобильных перевозок грузов.

 

Разграничение в применении транспортных документов

Изменения в ч. 1 ст. 40 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» установили более четкий перечень транспортных документов, необходимых при автомобильных перевозках грузов. Среди таких документов:

— путевой лист;

— товарно-транспортная накладная. В отличие от требований старой редакции Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», она необходима исключительно при внутриреспубликанских автомобильных перевозках грузов;

— международная товарно-транспортная накладная CMR (CMR-накладная), составленная согласно КДПГ. Она нужна при международных автомобильных перевозках грузов;

— иные документы. Появилась ссылка на Правила автомобильных перевозок грузов.

Таким образом, Закон N 50-З разграничил применение товарно-транспортной накладной (ТТН-1) для внутриреспубликанских перевозок и CMR-накладной — для международных. Это исключило необходимость применять одновременно две транспортные накладные.

Кроме того, Закон N 50-З закрепил норму постановления Совмина N 102, которая разрешила коллизию в оформлении транспортных документов. До 11 марта 2016 г., т.е. до внесения изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок грузов, существовала проблема, связанная с привлечением к ответственности международных автоперевозчиков по ч. 4 ст. 12.17 КоАП. С них взыскивали стоимость перевозимых товаров, не оформленных ТТН-1 дополнительно к CMR-накладной. Ситуация касалась перевозок грузов, которые начинались на территории РБ.

Кроме того, международные автомобильные перевозчики нередко отвечали за оформление грузосопроводительных документов. Речь идет о сертификатах соответствия, фитосанитарных, ветеринарных сертификатах на груз и прочих документах, сопровождающих груз. Ответственность наступала, если в них не было определенных сведений либо указывались неправильные, неточные или неполные сведения.

В настоящее время при международных перевозках грузов в качестве грузосопроводительного документа грузоотправитель должен оформить товарную накладную ТН-2. Она потребуется дополнительно к CMR-накладной, если перевозка начинается на территории Беларуси.

 

Ответственность грузоотправителя за оформление документов

Закон N 50-З впервые дал определение грузосопроводительных документов. Это документы, которые в соответствии с законодательством, международными договорами Беларуси, международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС, должны сопровождать груз при его автомобильной перевозке. Как видим, определение отсылает к национальному законодательству, документам ЕАЭС и международным договорам.

Однако перевозчик не обязан разбираться в том, какие документы должны сопровождать тот или иной груз. Тем не менее, такой пакет документов у него должен быть. В силу ч. 1 ст. 41 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» в редакции Закона N 50-З надлежаще оформленные грузосопроводительные документы автомобильному перевозчику обязан предоставить грузоотправитель. И именно грузоотправитель в полном объеме отвечает за их непредставление.

Автомобильный перевозчик не несет ответственности за неправильность оформления грузосопроводительных документов. И проверять их на правильность он не обязан.

Таким образом, Закон N 50-З как акт высшей юридической силы конкретизировал и разграничил ответственность грузоотправителя и перевозчика.

Внесенные изменения установили ответственность грузоотправителя за правильность оформления и полноту предоставленных перевозчику грузосопроводительных документов.

Примерный (не исчерпывающий) перечень грузосопроводительных документов закрепила ч. 2 п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов. Грузоотправитель обязан передать автомобильному перевозчику или его представителю:

— ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов и сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, для которых обязателен ветеринарный надзор);

— карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);

— фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);

— сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);

— разрешение органов госуправления на вывоз грузов (при необходимости);

— первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке товаров за пределы Беларуси), оформленной в соответствии с белорусским законодательством;

— иные документы, которые по законодательству и международным договорам нашей страны должны сопровождать грузы при автомобильной перевозке.

Проверка правильности оформления документов

Важные изменения коснулись обязанности перевозчика проверять правильность оформления транспортных документов. Он должен был сделать это, принимая груз. Одновременно перевозчик проверял его внешнее состояние, упаковку и количество.

В то же время согласно ст. 7, 8 КДПГ перевозчик должен проверить только внешнее состояние груза, упаковку и сверить его количество с указанным в накладной. Ответственность же за сведения, указанные в накладной, несет отправитель.

Отметим, что КДПГ имеет приоритет над национальным законодательством.

Закон N 50-З устранил данное противоречие. По новой редакции ст. 44 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» перевозчик обязан проверить только наличие транспортных документов. Раньше — правильность оформления.

При этом грузоотправитель отвечает перед автомобильным перевозчиком и третьими лицами за убытки, которые возникли из-за неправильных, неточных или неполных сведений, указанных в транспортных документах, грузосопроводительных документах. То же касается убытков, причиной которых стало отсутствие необходимых транспортных или грузосопроводительных документов.

В силу действующей редакции ч. 2 ст. 56 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» отправитель несет ответственность за правильность сведений и полноту только грузосопроводительных (не транспортных) документов.

Таким образом, Закон N 50-З вывел перевозчика из зоны ответственности за нарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 12.17 КоАП. Данная норма устанавливает ответственность в том числе за транспортировку товаров без необходимых сопроводительных документов или документов, не соответствующих действительности.

Реализация Договора о ЕАЭС

Договор о ЕАЭС предусмотрел обязательство государств — членов ЕАЭС принять программу поэтапной либерализации автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена. Такие перевозки могут выполнять перевозчики, зарегистрированные на территории одного из государств-членов.

Нашей стране требовалось создать возможность реализовать договоренности, достигнутые главами государств — членов ЕАЭС. Поэтому ст. 19 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» в редакции Закона N 50-З предусмотрела, что внутриреспубликанские автомобильные перевозки автомобильные перевозчики государств — членов ЕАЭС должны осуществлять на основании международных правовых актов, составляющих право ЕАЭС. При этом необходимо соблюдать условия, установленные законодательством.

Назовем основные новации Закона N 50-З, касающиеся грузоперевозок. Так, Закон N 50-З:

— разграничил применение транспортных документов в зависимости от вида перевозки;

— разрешил коллизию, связанную с оформлением транспортных документов;

— закрепил, что перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов.